Есть стали меньше!
Софья Инкижинова, корреспондент журнала «Эксперт».
Российское пищевое производство заметно сокращается. Население снижает объемы потребления и переходит на недорогие отечественные продукты
Фото: ИТАР-ТАСС
Пищевая промышленность начала резко терять обороты. Согласно сезонно скорректированным данным Росстата, выпуск продукции в пищевой промышленности к апрелю 2009 года сократился на 13% по отношению к пику, достигнутому в октябре 2008 года. Хотя еще совсем недавно участники пищевого рынка не уставали повторять: «Мы имеем дело с едой, в кризис люди есть не перестанут, а потому беспокоиться о снижении производства незачем». Сегодня уже очевидно, что кризис докатился и до пищевки.
Основная причина сокращения объемов производства — снижение потребительского спроса. Прежде всего, у населения закончилась паника раннекризисного периода, когда люди закупали продукты длительного срока хранения. Вдобавок потребители от многого отказались: например, от деликатесной рыбы, дорогих молочных продуктов, колбасных изделий и проч.
На этом фоне товаропроводящие сети стали менять свою политику: оптовики, испытывая недостаток оборотных средств, перешли на более мелкие партии закупок, что вызвало рост издержек у производителей; розница стала активно оптимизировать ассортимент, оставляя только самый ходовой. Плюс ко всему многие производители стали жаловаться на то, что розница задерживает выплаты и их оборотные средства уменьшаются.
Стагнация на пищевом рынке началась задолго до кризиса. С ноября 2007 года до наступления кризисного потребительского ажиотажа отрасль почти все время демонстрировала отрицательные темпы прироста (за исключением небольшого периода — июня-июля 2008 года, когда кривая вышла в плюс на 1–2%). Конечно, на фоне общих показателей были отрасли, которые динамично развивались, например рыбная, алкогольная или отдельные сегменты молочного рынка; были и отрасли с низкой динамикой, такие как кондитерская, мясоперерабатывающая, хлебная. Кризис вкупе с протекционистскими мерами государства несколько изменил ход развития пищевой промышленности: сегодня многие успешные подотрасли оказались в числе аутсайдеров. Так, по итогам года ушли в минус многие переработчики молока, алкогольная, рыбная отрасли и мясопереработка. Не самые сладкие времена переживают производители сахара. В то же время немного нарастила производство крупяная промышленность, положительную динамику показывают мясное и сырное производство.
Независимо от места в рейтинге Росстата, сегодня все игроки пищевого рынка — и лидеры, и аутсайдеры — решают одни и те же задачи: чем ответить на снижающийся спрос, как оптимизировать производство и ассортимент и как воспользоваться начавшимся сокращением импорта.